Hover M2: Установка датчика дождя

Датчиком дождя в обиходе называют устройство, автоматически включающее стеклоочиститель. Принцип его работы — изменение коэффициента преломления стекла, покрытого слоем воды, по сравнению с сухим стеклом. Таким образом, датчик дождя определяет наличие капель воды на стекле и включает «дворник».

 Для установки был выбран прибор ДДА-35 производства ООО «Радиосистемы», г.Тольятти.
Из ДДА-35 выходят четыре провода — черный, красный, желтый и зеленый. Черный подключается к массе (корпусу автомобиля). На желтый подается +12 вольт для включения и работы самого датчика. На красном проводе появляется «масса» при срабатывании датчика. Зеленый провод подключается к проводу, на котором присутствует +12 вольт только при движении щеток. Его можно не подключать, но тогда увеличится вероятность остановки щеток в «неуложенном» положении (впрочем, практика показывает, что случается это нечасто). 
ДДА-35 является представителем уже третьего (если не четвертого) поколения датчиков дождя, выпускаемых этой фирмой. Датчики ранних поколений (ДДА-11, ДДА-22) комплектовались слегка переделанным реле стеклоочистителя для переднеприводных ВАЗов (тип 2108-3937770 или подобное). Это реле устанавливалось вместо штатного (интересно, что оно подходило не только для ВАЗов, но и для многих иномарок, ибо конструкция реле стеклоочистителя более-менее унифицирована у многих автопроизводителей).
Схема была такая — черный провод подключался к контакту 31, желтый — к контакту J. Далее (уже внутри корпуса реле провод от контакта J к плате был разорван, а после разрыва к нему был припаян зеленый или красный — в зависимости от модели — провод.
Если посмотреть на типовую схему электропроводки (например, того же ВАЗа), то становится ясно, что разрывался провод, управляющий прерывистым режимом стеклоочистителя. При этом ДДА включался при переводе подрулевого рычага в положение INT (прерывистый режим) и брал на себя дальнейшее управление этим режимом. Штатный прерывистый режим при этом отключался, что называется, «насовсем». При включении же любого из непрерывных режимов (первая или вторая скорость) пропадал «плюс» на контакте J, и ДДА, таким образом, выключался из работы, позволяя стеклоочистителю работать в любом из непрерывных режимов по штатной схеме.
Особенностью нашего автомобиля (Hover M2) является не только несоответствие штатного реле стеклоочистителя описанному выше «квазистандарту», но также и фактическое отсутствие самого реле в виде отдельного агрегата. Другими словами — на нашем автомобиле реле переднего стеклоочистителя выполнено в виде отдельных радиодеталей, напаянных на печатную плату, а сама плата является неотъемлемым компонентом подрулевого переключателя, сопрягаясь на физическом уровне с его переключаемыми контактами. Таким образом «снять и заменить» штатное реле не получится.
91419739
В отличие от ДДА-11 и ДДА-22, ДДА-35 не комплектуется переделанным реле — из него просто выходят четыре провода. В качестве разъема используется телефонная розетка RJ-11.
79643198
Первой мыслью было найти аналог провода управления прерывистым режимом (контакт J), подключить желтый провод к подрулевому переключателю (включение прерывистого режима), а дальше (после разрыва) впихнуть оборачивающее реле, управлояемое от красного провода (как я уже писал выше, на красном проводе ДДА-35 появляется не +12 вольт, а «масса», поэтому для передачи «плюса» надо ставить реле). Но «провод J» оказался дорожкой на печатной плате (на иллюстрации — под диодом D1), разрезать которую не захотелось ради соблюдения принципов «не навреди» и «обеспечь возможность отката». Дополнительным аргументом послужил опыт эксплуатации ДДА-22 на предыдущей машине, когда я изредка сталкивался с ситуацией, когда датчик дождя не совсем корректно включал дворник, и очень хотелось иметь возможность его отключения для возврата на некоторое время штатного прерывистого режима с регулировкой паузы.
Исходя из этих соображений, я принял решение «заставить» ДДА-35 управлять не прерывистым режимом работы, а первой (малой) скоростью мотора — благо, провод, идущий на обмотку первой скорости, доступен для подключения к нему.
Реле (на иллюстрации — K1) имеет следующий принцип действия — поступающая с красного провода «масса» подается на обмотку K1, реле срабатывает — и +12 вольт с силовой линии (через контакт 87 реле K1) подаются на провод первой скорости (контакт 30 реле K1).
Я уже почти был готов этим и ограничиться (т.е., даже не резать провод первой скорости), но вовремя получил очередное письмо от разработчиков, где мне «строго указали» на тот факт, что при выключенном положении переключателя на провод первой скорости вообще-то подается масса (через реле стеклоочистителя, контакты подрулевого переключателя и внутреннее реле мотора — см.иллюстрацию). И при включении прерывистого режима — то же самое.
Если бы я не успел внять этому замечанию, то вместо автоматики дворников получил бы короткое замыкание.
Схему пришлось переделать. Ранее предполагавшееся четырехконтактное реле K1 было заменено на пятиконтактное, а НЗ контакты (87a — 30) стали использоваться для эмуляции штатной проводки от подрулевого выключателя к проводу первой скорости.
Теперь схема работает так. Если ДДА-35 выключен или включен, но находится в режиме ожидания (дождя нет), полностью эмулируется штатная схема — линия провода первой скорости  проходит  через НЗ-контакты реле K1. Теперь даже при включенном ДДА-35 можно спокойно включать и прерывистый режим, и первую скорость, и… А вот тут — стоп! Ибо если включить вторую скорость, то может случиться так, что +12 вольт будут подаваться одновременно на обе обмотки мотора — вторая скорость от подрулевого переключателя, а первая от ДДА-35 через реле K1.
Следовательно, возникла потребность еще в одном реле, задача которого свелась к принудительному разрыву провода первой скорости при включении второй скорости подрулевым выключателем. Здесь тоже потребовалась установка пятиконтактного реле (на иллюстрации — K2), которое обеспечивает следующее — как бы ни «старался» ДДА-35 включить первую скорость, щелкая релюшкой K1, у него ничего не получится, ибо НЗ-контакты (87a — 30) реле K1 разомкнуты, если включена вторая скорость.
Итоговая схема получилась такой:
98210669
Отдельно — о назначении диодов. Диод D01 устанавливается параллельно обмотке реле K1 для защиты от токов самоиндукции. Диод D02 служит для препятствования проникновению на обмотку реле K2 «плюса» с обмотки мотора стеклоочистителя в режимах, отличных от второй скорости. По сути, у мотора не две обмотки, как принято говорить для удобства восприятия, а одна — просто где-то в ее середине сделан вывод наружу, и как раз подача питания на «урезанную» часть обмотки реализует вторую скорость. При первой же скорости питание подается на полную длину обмотки, но при этом на выведенном промежуточном контакте присутствует «плюс». Там не 12 вольт, но все же их хватает для срабатывания реле — поэтому приходится ставить диод-запор.
Оба реле вместе с проводами уместились под нижним кожухом рулевой колонки — там места достаточно.
Выключатель был размещен на пустующей заглушке приборной панели слева от регулятора электрокорректора фар. На фото видно два выключателя. Второй включает датчик освещения, который управляет у меня автоматическим включением габаритных огней и головного света фар в зависимости от внешнего освещения (день/ночь).
48149627
Несколько важных замечаний:
1) Если вам попадется не ДДА-35,а ДДА-45, то учтите следующее — у ДДА-45 на красном (управляющем) проводе при срабатывании датчика появляется не «масса», а +12 вольт. На моей схеме показан случай управления «массой». В случае использования ДДА-45 второй конец обмотки реле K1 следует подключать не к +12 вольт от зажигания, а к «массе».
2) Выходной ток на управляющем проводе ДДА-35, к сожалению, слишком мал для срабатывания обычного автомобильного реле, поэтому для K1 вместо автомобильного реле я использовал малогабаритное радиотехническое, рассчитанное на коммутацию токов до 15 ампер. Реле K2 тоже необходимо брать радиотехническое, поскольку из-за малого сопротивления обмотки автомобильного реле (65-70 Ом против 250-400 Ом у радиотехнического) через обмотку начинают гулять токи самоиндукции, приводящие к некорректной работе системы.
3) Моя иллюстрация в части касающейся копирует электросхему из «фирменного» альбома электросхем. Однако, я заметил несоотвествие нумерации контактов подрулевого переключателя.
По «фирменной схеме» контакты такие:
+12 вольт от зажигания — 3
провод первой скорости — 4
провод второй скорости — 2
В моем же случае (на моем конкретном подрулевом переключателе):
+12 вольт от зажигания — 8
провод первой скорости — 7
провод второй скорости — 9
(с китайской техникой, как обычно — доверяй, но проверяй)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.